…Для обучения
ребёнка огромное значение
имеют его
отношения с заботящимися о нём взрослыми, количество проведённого ими вместе
времени и общность их интересов!
Кэрол Холидей
В настоящее время из года в год всё больше и
больше растёт количество детей, имеющих нарушения зрения. Перед многими
родителями, имеющими детей с нарушением зрения, нередко стоит вопрос: как же
заниматься с ребенком дома? Родителям нужно научиться объективно
оценивать возможности своего ребёнка – кстати, они не так уж малы.
Большое значение для коррекции зрения детей имеет правильная организация
занятий в домашних условиях.
Эмоциональное общение с
мамой и папой, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка
необычайно важны для ребёнка с нарушением зрения. В тоже время не стоит
чрезмерно опекать ребёнка, предупреждать любое его желание. Это может
привести к тому, что ребёнок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни,
полностью зависимым от окружающих. Когда же возможности ребёнка
переоцениваются, к нему предъявляются завышенные требования, которые он не в
состоянии выполнить - результат аналогичен предыдущему: ребёнок становится
беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях. Побольше общайтесь с
ребёнком. Следите за тем, чтобы любое употребляемое вами слово было связано с
конкретным предметом или явлением, обязательно объясняйте значение каждого
слова. Нарушение зрения ограничивает возможности малыша подражать действиям
взрослого, поэтому он не может самостоятельно усвоить многие навыки.
Постарайтесь выработать у своего ребёнка привычку выполнять различные действия
в определённой последовательности, например, сначала надо вымыть руки, затем
почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т.д. Не только сами проговаривайте
все свои совместные с ребёнком действия, но постепенно учите этому и малыша.
Навыки, приобретённые путём неоднократных повторений, автоматизируются – это
даёт ребёнку возможность выполнять их самостоятельно. Чем больше навыков
самостоятельной деятельности приобретает ребёнок, чем больше узнаёт он о
предметах и явлениях окружающего мира в дошкольном возрасте, тем легче будет
ему адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей школьной жизни.
У слабовидящих дошкольников по
сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает
замедленнее и с значительными трудностями. Связано это с ограничением у детей
зрительной информации об окружающем, а также с неумением пользоваться при
ориентировке неполноценным зрением и другими сохранными анализаторами. Для организации специального обучения
дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве необходимо
учитывать возраст ребенка, влияние на его развитие нарушения зрения, а также
индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого ребенка.
Большое место в этой работе следует отвести специальным дидактическим играм и
упражнениям. Родители, желающие оказать помощь своим детям в приобретении и
совершенствовании навыков ориентировки в пространстве, могут проводить такие
игры в условиях семьи.
Слабовидящий ребенок не имеет возможности использовать
зрительный контроль при выполнении своих действий поэтому:
·
взрослому
необходимо повторять действие столько раз, сколько это необходимо для усвоения
ребенком процесса выполнения действий;
·
необходимо
использование совместного выполнения (взрослого и ребенка) задания;
·
важно обеспечить
переход от полного к частичному совместному выполнению задания, предоставляя
ребенку все больше самостоятельности.
Общая продолжительность занятий дома в
течение дня не должна превышать 40 минут. Желательно, чтобы дети занимались как
в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время
для активных игр и пребывания на свежем воздухе.
Предлагайте ребёнку делать только
то, что он на данном этапе своего развития в состоянии выполнить. Часто ребёнок
не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего контроль
над собственными действиями и действиями взрослых. Если ребёнок отказывается от
выполнения ваших заданий, не стоит заставлять его. Постепенно подводите его к
выполнению действий, настраивайте. Заинтересовывать ребёнка, активизировать его
внимание и желание поможет игровая ситуация, использование любимых игрушек
("Мишка тоже будет делать это", "Собачка поиграет вместе с
нами" и т.д.). Очень важны ролевые игры (в дочки-матери, во врача, в
магазин и т.д.). Вас не должно удивлять, что приходится неоднократно повторять
обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с
неустойчивостью внимания, которое свойственно детям с нарушением
зрения. Если вы хотите улучшить зрение ребёнка, то подберите ему
соответствующие игры и игрушки. Полезна любая игрушка, которая прыгает,
вертится и движется; полезны любые игры с использованием мяча; целесообразно уменьшить
время игр, способствующих пристальному смотрению. Опыт показывает, что до
определённого возраста (приблизительно до 4 лет) слабовидящие дети боятся
мягких игрушек с длинным ворсом и кукол с длинными волосами. Но если уж малыш
полюбил какую-то игрушку, то эта привязанность будет очень длительной.
Учтите: дети должны смотреть только специальные
детские передачи. Длительность непрерывного просмотра или занятий дошкольника
не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0 - 5,5 м от экрана телевизора и 40 см от монитора компьютера,
сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.
Приобрести навыки поведения в повседневной жизни детям с нарушениями
зрения помогут следующие рекомендации:
1.
Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес
ребёнка к лечению, которое весьма продолжительно.
2.
Дети с патологией зрения неправильно понимают слова,
так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима
квалифицированная логопедическая помощь.
3.
Нужно обращать внимание детей на разнообразные
звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
4.
Обучая ребёнка какому-либо действию, необходимо
многократно повторять его рука в руку, вырабатывая автоматизм. Полученные навыки
важно поддерживать постоянно.
5.
Для детей с косоглазием и амблиопией огромное
значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом
случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол,
городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности
предметов и расстояния между ними.
6.
Для слабовидящих детей больше подойдут настольные
игры: Бильярд, Футбол, Хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в
определении удалённости объектов в пространстве относительно себя и других
объектов, расстояния между ними.
7.
Катание на велосипеде также вполне доступно детям с
нарушениями зрения и весьма полезно, но под контролем взрослых.
8.
Всем детям с нарушением зрения полезно играть с
различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития
стереоскопического зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий