Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно
простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И
дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или
просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть
таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен
принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него
способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие
широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно
использовать в терапевтических целях.
Игра с песком – это естественная и доступная для
каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить
свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из
песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное –
ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения
множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще
вырастают уверенными и успешными.
Наблюдения психологов показывают также, что именно
первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям
особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок
становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это
может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка,
обращения за помощью к специалистам.
Перенос традиционных педагогических занятий в
песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели
стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка
узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная»
чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в игре с песком более гармонично и
интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление,
восприятие, внимание, а также речь и моторика).
В-четвёртых, совершенствуется развитие предметно –
игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой
игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять»
отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с детьми
с нарушениями в развитии.
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции
всё больше места занимают специальные техники, одна из которых - песочная
терапия.
Игры, используемые в песочнице:
ü
поскользить
ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
ü
выполнить те же
движения, поставив ладонь на ребро;
ü
«пройтись»
ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
ü
создать отпечатки
ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на
поверхности песка;
ü
«пройтись» по
песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только
указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже
ребёнок может создать «загадочные следы».
ü
«поиграть» на
поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются
не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное
состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с
развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно
научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою
очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Использование песочной терапии даёт положительные
результаты:
ü
удаётся наладить
эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
ü
песочная
игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного
эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и
позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
ü
оказывается
положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и
творческих способностей детей;
ü
вызывает
положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления
(страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев,
обида);
ü
совершенствует
гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в
безобидной форме.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности
ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и
обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории,
взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и
жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий