Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного
возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно
без специального обучения.
В системе помощи детям с интеллектуальной
недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных
математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и
математические представления опосредованно связаны с этим миром.
Математическая подготовка дает ребенку возможность
правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять
элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной,
изобразительной, бытовой деятельности.
Знакомство с величиной, формой, пространственными
ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он
на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму
предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не
испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение
имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не
только с занятий с педагогами в учреждении образования, но и из своей
повседневной жизни. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь
ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в
дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения
проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только
способствует лучшему усвоению математических
представлений, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи
между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных
проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что
принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно
начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш
не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают
поиграть, а игра - дело добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не
обязательно свободного по дороге в детское учреждение или домой, на кухне, на
прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов
в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть
квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме
напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную
фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две
ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить
тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой
стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши.
Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно
сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно
сравнить числа (груш больше,
их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите
суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
Идя с ребенком по улице рассматривайте деревья (выше-ниже,
толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей,
сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как
длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например),
высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса,
сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины),
различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги,
ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до
школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться
правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные
особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы -
четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по
величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на
цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях,
например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном
аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на
телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать
номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра,
или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например
«Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?»
вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок
закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой,
соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой
карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в
пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.
Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади.
Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя
слова: вчера, сегодня, завтра (что
было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели,
спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если
есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание.
Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» -
говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя
слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно
на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне,
стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то,
сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3
или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок
знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете
обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству
рублей (денег).
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете
ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по
вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим
количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим
понятиям, способствовать их лучшему усвоению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий